Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 03.05.2024, 17:44 |
МДОУ Расховецкий детский сад "Солнышко" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Управление и развитиеВ современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе – и образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления. «Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности». Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления. Первое – это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.). Второе – культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения. Третье – это рынок, рыночные отношения, то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя. Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления». Принципы управления: 1. Лояльность к работникам. 2. Ответственность как обязательное условие успешного управления. 3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали. 4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. 5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах. 6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде. 7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой. 8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель. 9. Честность и доверие к людям. 10. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал. 11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть. 12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование. Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно-обоснованного управления. К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Известный специалист в области психолого-педагогической деятельности Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОУ на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания. Л.М. Денякина считает, что руководителю важно продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения, определяя его назначение и место в системе образования, его основные цели, задачи и функции. Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования, в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил. Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными представителями детей). К свойствам управления можно отнести целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства. На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная задача которого – воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности. Основными задачами дошкольного учреждения являются: – Охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни; – Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития; – Приобщение детей к общечеловеческим ценностям; – Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых; – Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей; – Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях; – Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством РФ, уставом учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления. Совет дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом об образовании, Уставом дошкольного учреждения и Положением о совете образовательного учреждения. Основные задачи совета дошкольного учреждения: – Создание совместно с руководителем дошкольного учреждения условий для обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении дошкольным учреждением, приобщения к управлению педагогических работников, родителей или их законных представителей. – Принятие участия в разработке и реализации внутренних документов, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса. – Разработка и реализация совместно с руководителем дошкольного учреждения системы мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного учреждения. – Поддержка инициатив участников воспитательно-образовательного процесса, направленных на повышение качества образования и удовлетворение потребностей различных социальных групп заинтересованных в этом образовании. Решения совета обязательны для выполнения педагогическими работниками дошкольного учреждения, родителями или их законными представителями. Основными задачами родительского комитета дошкольного учреждения являются: – Всемерное укрепление связи между семьей и дошкольным учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на воспитанников со стороны педагогического коллектива и семьи. – Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни дошкольного учреждения, к организации совместной работы по воспитанию воспитанников. – Участие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей. Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский актив может созвать общее собрание. На общем родительском собрании обязательно присутствие руководителя дошкольного учреждения.
Педагогический совет – орган общественного управления дошкольным учреждением. Педагогический совет дошкольного учреждения действует в соответствии с Законом «Об образовании». В компетенцию учреждения образования входят: – подбор, прием и расстановка кадров, повышение уровня их квалификации; – осуществление контроля за выполнением педагогическими работниками и обучающимися своих обязанностей; – материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с государственными нормативами; – организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса; – разработка и организация утверждения учебных планов и учебных (рабочих) программ; – осуществление текущего контроля за усвоением программы воспитанников учреждения образования, а также анализа результатов образовательного процесса; – осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом этого учреждения образования. Учреждение образования обязано: – осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами настоящего Закона, нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующими отношения в сфере образования; – осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов, типовых учебных планов и учебных программ; – содействовать деятельности педагогических и методических объединений; – содействовать созданию в учреждении образования необходимых условий для работы подразделений учреждений общественного питания и здравоохранения. Учреждение образования несет ответственность за: – невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; – несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям; – действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования, норм и правил охраны окружающей среды во время воспитательно-образовательного процесса; – несоблюдение норм санитарного законодательства; – нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения образования.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса. 2. Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции. 3. Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа всего коллектива под руководством грамотных руководителей, основывающих свою деятельность на основе законодательства РФ, на личностном подходе к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса. 4. Руководители должны в своей работе использовать разнообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на принципы руководства. |
|
МДОУ Расховецкий детский сад "Солнышко" © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |